Производство по делам об административных правонарушениях: задачи, участники

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Комментарий к Ст. 24.1 КоАП РФ

  • Комментируемая статья закрепляет следующие задачи производства по делам об административных правонарушениях:
  • — всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела об административном правонарушении.
  • Всесторонность предполагает рассмотрение дела во всей совокупности обстоятельств в их взаимосвязи.

Полнота означает, что совокупность всех обстоятельств, доказательств, фактов по делу должна быть достаточной для принятия органом или лицом, рассматривающим дело, решения.

Объективность связана с положением органа или лица, рассматривающего дело, по отношению к другим участникам производства по делам об административных правонарушениях, напрямую вытекающим из принципа равенства перед законом (ст. 1.4 КоАП РФ).

Своевременность означает, с одной стороны, рассмотрение дела в процессуальные сроки, установленные КоАП РФ, с другой стороны, рассмотрение дела в такие сроки, что бы это не повлекло за собой негативные последствия как, например, утрата доказательств, нивелирование обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, истечение срока привлечения лица к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ);

— разрешение дела в соответствии с законом — данный принцип является общеправовым и вытекает из ч. 2 ст. 15 Конституции РФ.

Рассмотрение дела в соответствии с законом означает, во-первых, соблюдение процессуальной формы, закрепленной в КоАП РФ, во-вторых, правильное применение действующего законодательства при разрешении дела, в-третьих, соблюдение в процессе дела прав лиц, участвующих в деле;

— обеспечение исполнения вынесенного решения — вытекает из общеправового принципа неотвратимости наказания за совершенное правонарушение и направлено на реализацию целей административного наказания (ст. 3.1 КоАП РФ);

— выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений — данная задача носит превентивный характер и направлена на предупреждение совершения аналогичных административных правонарушений в будущем.

Источник: http://stKoAPRF.ru/24-1

Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, задачи и стадии, виды субъектов

Определение 1

Понятие производства по делам об административных правонарушениях – это административно-процессуальные нормы, на которых построена деятельность органов по применению мер административного наказания.

Задачи производства по делам об административных правонарушениях:

  • изучать дело в полном объеме, с соблюдением порядка и сроков рассмотрения;
  • разрешать дело в соответствии с законодательными нормами;
  • обеспечивать качественное исполнение решения по делу в соответствии с принципами правосудия;
  • выявлять причины и области совершения АП и способствовать их уменьшению.

Если наличествует хотя бы один из нижеперечисленных признаков, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а дело, которое возбуждено, должно быть прекращено:

  • событие АП отсутствует;
  • нет состава АП, в том числе, когда совершивший АП не достиг соответствующего возраста или обладает признаками невменяемости;
  • совершение противоправных действий вызвано крайней необходимостью;
  • издан акт амнистии, исключающий применение административного наказания;
  • отменен закон, который устанавливал ответственность за АП;
  • истек срок давности привлечения к ответственности;
  • противоправные действия совершены по одному и тому же факту, в отношение лица, совершившего эти действия производство уже ведется;
  • человек, в отношении которого ведется производство об АП, умер;

Стадии производства

Каждой стадии присущи конкретные задачи и цели, определенный круг участников и процессуальный документ. Выделяются четыре основных стадии:

  • возбуждение дела и административное расследование;
  • рассмотрение дела;
  • пересмотр решения по делу;
  • исполнение решения.

Субъекты производства

Определение 2

Субъект производства по делу об АП – это лицо, которое участвует в производстве, имеет необходимую правосубъектность, решает задачи процессуального характера.

К субъектам относятся:

  • представители управомоченных органов, которые принимают юр. акты, решают задачи процессуального характера, отслеживают движение дела в различных видах производств по делам об административных правонарушениях;
  • лица, имеющие индивидуальный интерес в деле;
  • лица, содействующие отправлению производства;
  • иные лица.

Представители уполномоченных органов

К первой категории субъектов относятся мировые судьи, комиссии по делам несовершеннолетних, организации и структуры федеральных органов исполнительной власти. субъектов и местных органов, административные комиссии, другие коллегиальные органы, созданные в соответствии с законодательством.

  • В эту же группу входят должностные лица, которые наделены полномочиями составления протоколов, должностные лица, которые обеспечивают производство дел об АП, субъекты, занимающиеся пересмотром решений: районные суды, вышестоящие органы, вышестоящий суд.
  • Прокурор имеет право возбуждать дело об АП, участвовать в производстве дела, представлять доказательства, ходатайствовать, давать заключения, приносить протест, совершать другие действия процессуального характера, предусмотренные законом.
  • В эту же группу следует отнести субъектов, которые контролируют и обеспечивают исполнение постановлений по делам об АП.

Субъекты, имеющие личный интерес

Прежде всего это лицо, в отношении которого ведется производство по делу об АП. Лицо, которое обвиняется в административном правонарушении имеет право знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться помощью защитника, присутствовать при рассмотрении дела, обжаловать постановление по делу.

Определение 3

Потерпевший – индивидуальный субъект или юр. лицо, которому причинен вред физический имущественный или моральный в результате действий, признанных административным правонарушением.

Определение 4

Законный представитель физического лица – родитель, опекун, усыновитель, попечитель, тот человек, который осуществляет защиту прав физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП или несовершеннолетнего потерпевшего, или человека , который по своему физическому или психическому состоянию лишен возможности реализации своих прав самостоятельно

Определение 5

Законный представитель юридического лица – субъект, защищающий права юр. лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП или юр. лица, которое является потерпевшей стороной.

Защитниками, представителями являются адвокаты, которые оказывают квалифицированную юридическую помощь. Они участвуют в деле с момента составления протокола об АП, если произошло административное задержание, то с момента административного задержания.

Свидетелями являются лица, которые что-то могут пояснить по делу об АП. Свидетели имеют право не давать свидетельских показаний против самого себя и близких родственников, общаться и давать показания на том языке, которым владеют, пользоваться услугами переводчика, проверять правильность занесения показаний в протокол. 

Свидетели имеют и обязательства, они должны являться по вызову для дачи свидетельских показаний в суд или административный орган, давать правдивые показания, подтверждая их правдивость подписью в протоколе.

Определение 6

Понятые – лица, которые в исходе дела не заинтересованы, они удостоверяют принятые меры обеспечения производства по делу об АП.

Специалисты содействуют в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

Они могут знакомиться с материалами дела, задавать вопросы с разрешения судьи или органа, ведущего производства по делу. Специалист принимает участие в действиях, которые требуют специальных познаний.

Все факты совершения каких-либо действий специалистом удостоверяются его подписью.

Помимо специалистов в производстве принимают участие эксперты.

Определение 7

Эксперт – лицо, имеющее специальную подготовку и знания в узкой области, достаточные для проведения экспертных мероприятий и подготовки выводов по интересующему вопросу.

Эксперт не заинтересован в исходе дела, он также вправе знакомиться с материалами дела, которые относятся к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, может задавать вопросы с разрешения судьи или органа, ведущего производство по делу.

Эксперт указывает все сведения, полученные в результате проведения экспертизы, и удостоверяет их подлинность своей подписью. Эксперт обязан являться в суд или другой орган по вызову, давать объективное заключение, а также пояснять те выводы, которые были сделаны в результате экспертизы.

Определение 8

Переводчик – лицо, которое владеет языком или навыками сурдоперевода, осуществляющее перевод при производстве по делу об АП.

Переводчик должен являться по вызову судьи или другого органа, ведущего производство по делу, осуществлять точный перевод и удостоверять точность перевода своей подписью.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/proizvodstvo-administrativnyh-pravonarusheniy/

Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, задачи и структура

Производство по делам об админ. правонарушениях – вид административной процедуры (производства). Производство по делам об админ. правонарушениях — совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по применению мер административного наказания.

  • Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
  • Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
  • • возбуждение дела об административном правонарушении и административное расследование;
  • • рассмотрение дела об административном правонарушении;
  • • пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
  • • исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
  • Структура: субъекты (участники), объекты и содержание (стадии)
  • Субъект производства по делам об административных правонарушениях – участник производства по делам об административных правонарушениях, обладающий необходимой административно-процессуальной правосубъектностью, решающий процессуальные задачи.
  • Виды субъектов производства по делам об административных правонарушениях:
  • • управомоченные органы и должностные лица, наделенные правом принимать юридические акты, документы, разрешающие процессуальные задачи и определяющие движение дела об административном правонарушении;
  • • субъекты, имеющие личный интерес в деле об административном правонарушении;
  • • субъекты, содействующие отправлению производства по делам об административных правонарушениях;
  • • иные субъекты производства по делам об административных правонарушениях.
  1. Управомоченные органы и должностные лица, наделенные правом принимать юридические акты, документы, разрешающие процессуальные задачи и определяющие движение дела об административном правонарушении:
  2. • субъекты, правомочные в пределах компетенции, установленной КоАП, рассматривать дела об административных правонарушениях:
  3. а) судьи (мировые судьи); б) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; в) федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы;
  4. г) органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы
  5. д) органы внутренних дел (полиция)
  6. е) налоговые органы
  7. ж) таможенные органы
  8. з) органы экспортного контроля
  9. и) пограничные органы
Читайте также:  Пример заявления на отпуск: как правильно составить?

к) военные комиссариаты и т.д. (см. главу 23 – около 82 наименований)

д) органами, осуществляющими фед. пробирный надзор и гос.контроль за производством, извлечением и т.д. драг.металлов и драг.камней;

е) уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ; (глава 23 КоАП);

• должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП);

  • • должностные лица и иные субъекты, полномочные применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
  • • субъекты, полномочные пересматривать постановления и решения по делам об административных правонарушениях:
  • а) районные судьи по месту рассмотрения дела; б) районные суды по месту нахождения коллегиального органа, чье постановление (решение) обжалуется; в) вышестоящий орган (должностное лицо);

г) вышестоящий суд (ст. 30.1 КОАП);

• прокурор вправе: возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия (ст. 25.11 КоАП);

  1. • субъекты, контролирующие и обеспечивающие исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (глава 32 КоАП).
  2. Субъекты, имеющие личный интерес в деле об административном правонарушении: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического лица, законный представитель юридического лица, защитник, представитель.
  3. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе:
  4. • знакомиться со всеми материалами дела;
  5. • давать объяснения;
  6. • представлять доказательства;
  7. • заявлять ходатайства и отводы;
  8. • пользоваться юридической помощью защитника;
  9. • присутствовать при рассмотрении дела;
  10. • обжаловать постановления (решения) по делу.
  11. Потерпевший — физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
  12. Потерпевший вправе:
  13. • знакомиться со всеми материалами дела;
  14. • давать объяснения;
  15. • представлять доказательства;
  16. • заявлять ходатайства и отводы;
  17. • пользоваться юридической помощью представителя;
  18. • обжаловать постановления по делу и др.
  19. Законные представители физического лица– субъекты (родители, усыновители, опекуны или попечители), осуществляющие защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишенного возможности самостоятельно реализовывать свои права.
  20. Законные представители юридического лица — субъекты (руководитель, иное лицо в соответствии с законом или учредительными документами юридического лица), осуществляющие защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном производстве, или юридического лица, являющегося потерпевшим.
  21. Защитником выступает адвокат или иное лицо, оказывающее юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
  22. Представителем выступает адвокат или иное лицо, оказывающее юридическую помощь потерпевшему.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении.

В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.

  • Свидетель — лицо, которому могут быть известны обстоятельствадела об административном правонарушении, подлежащие установлению.
  • Свидетель вправе:
  • • не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;
  • • давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;
  • • пользоваться бесплатной помощью переводчика;
  • • делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.
  • Свидетель обязан:
  • • явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
  • • дать правдивые показания, сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.
  • Понятой — любое не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении лицо, которое выполняет удостоверительную функцию при применении мер обеспечения производства по делу.
  • Специалист — любое совершеннолетнее лицо, привлекаемое к участию в производстве по делу об административном правонарушении, не заинтересованное в исходе дела, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.
  • Специалист вправе:
  • 13. знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий с его участием;

14. с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшему и свидетелям.

  1. Специалист обязан:
  2. • явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
  3. • участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;
  4. • удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.
  5. Эксперт — любое не заинтересованное в исходе дела лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.
  6. Эксперт вправе:
  7. • знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о представлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;
  8. • с разрешения судьи, должностного лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится производство по делу об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;
  9. • указывать в своем заключении имеющие значения для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.
  10. Эксперт обязан:
  11. • явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
  12. • дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.
  13. Переводчик — любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.
  14. Переводчик обязан:
  15. • явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
  16. • выполнить полно и точно порученный ему перевод;
  17. • удостоверить верность перевода своей подписью.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s164276t5.html

Понятие и задачи производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях

это осуществляемая в процессуальной форме деятельность уполномоченных на то государственных органов с целью привлечения виновных к административной ответственности

Дела об административных правонарушениях в основном возбуждают и расследуют должностные лица исполнительных органов государственной власти. Рассматриваются дела должностными лицами, коллегиальными органами и судами.

  • В судах общей юрисдикции дела об административных правонарушениях рассматриваются в порядке, установленном КоАП РФ, а в арбитражных судах
  • производство по таким делам в значительном объеме регулируется нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ.
  • В зависимости от объема и сложности процессуальной деятельности можно различать:
  • · упрощенное производство (например, когда штраф налагается прямо на месте нарушения, без составления протокола);
  • · ускоренное производство (когда дело возбуждает и рассматривает одно должностное лицо, когда нарушитель подвергнут задержанию, аресту);
  • · обычное;

· особое (усложненное). Примерами особого производства является процедура возбуждения дел, включающая административное расследование и рассмотрение дел арбитражными судами.

(ст. 24.1 КоАП РФ).

  1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях:
  2. 1) всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение каждого дела;
  3. 2) разрешение дела об административном правонарушении в соответствии с законом;
  4. 3) обеспечение исполнения вынесенного по делу об административном правонарушении постановления;
  5. 4) выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
  6. При производстве по указанным делам решаются две связанные между собой задачи:
  7. · юрисдикционная (справедливое решение дел)
  8. · профилактическая (предупреждение новых правонарушений, побуждение к исполнению обязанностей).
  9. ·
  10. · 69. Принципы производства по делам об административных правонарушениях
  11. · Производство по делам об административных правонарушениях– это осуществляемая в процессуальной форме деятельность уполномоченных на то государственными органами с целью привлечения виновных к административной ответственности

· Административная (самая большая по объему деятельности и количеству дел) часть производства представляет собой разновидность административной деятельности, и в нем действуют ее общие принципы– эффективности, законности, оперативности. Эти принципы присущи и административному судопроизводству. Но наряду с ними существуют специальные принципыпроизводства по делам об административных правонарушениях.

· КоАП РФ закрепил презумпцию невиновности для лиц, привлекаемых к административной ответственности (ст. 1.5).

· Принцип объективной истины означает обязанность уполномоченного должностного лица установить действительную материальную истину. Например, ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ возлагают на субъектов власти обязанность выявить все факты по делу, оформить необходимые документы и проверить соответствие данных административного протокола фактическим обстоятельствам дела.

· Принцип гласности также реализуется при производстве по делам об административных правонарушениях. Статьей 24.

Читайте также:  Регистрация ип: как происходит + 6 подробных этапов

3 КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению охраняемой законом тайны или если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

· Следует отметить, что открытое рассмотрение дел реально обеспечено лишь в суде. К сожалению, в исполнительных органах государственной власти организационные вопросы реализации указанного принципа производства по делам об административных правонарушениях часто не решены (дела рассматриваются в служебных помещениях, доступ в которые затруднен, и т. д.).

· Принцип достаточности процессуального обеспечения является общим для юридического процесса в целом и всех его разновидностей, в том числе и для производства по делам об административных правонарушениях. Он предполагает полное, детальное, рациональное процессуальное регулирование соответствующей деятельности, совершенство процессуальной формы.

· принцип равенства лица перед законом означает прежде всего неотвратимость применения санкций к нарушителю, т.е. квалификация его вины и применение мер административного принуждения осуществляются независимо от наличия обстоятельств

· Основополагающим принципом является принцип законностиЭтот принцип находит свое выражение в том, что применение административного принуждения допустимо только на основаниях и в порядке, установленных законом.

Это значит, что такие меры могут быть применены только к лицам, виновным в совершении противоправных деяний, за которые предусмотрена административная ответственность При этом административные взыскания могут быть наложены только компетентными органами (должностными лицами), с соблюдением материально-правовых и процессуально-правовых норм.

· Принцип состязательности. Суть принципа в его классическом виде заключается в том, что каждое лицо должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается и в доказывании которых оно заинтересовано.

Однако в производстве по делам об административных правонарушениях этот принцип имеет несколько иное значение. Согласно ч. 3 ст. 1.

5, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

· Не получившими своего законодательного закрепления, но от этого не менее важными являются принципы эффективности и экономичности (оперативности) производства по делам об административных правонарушениях.

Данный принцип должен позволять в максимально сжатые сроки и путем наименьших финансовых и иных затрат полноценно установить объективную истину по делу, и принять по результатам производства законное и обоснованное постановление.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s1259t1.html

Участники производства по делам об административных правонарушениях

Задачами производства до делам об админист­ративных правонарушениях являются всесторон­нее, полное, объективное и своевременное выясне­ние обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Дела об ад­министративных правонарушениях подлежат от­крытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государ­ственной, военной, коммерческой или иной охра­няемой законом тайны, а также в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности, защиты чести и достоинства лйц> участвующих в производстве по делу об административном право­нарушении, членов их семей, их близких.

  • К участникам производства по делам об адми­нистративных правонарушениях относятся: 1) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; 2) по­терпевший; 3) законные представители физическо­го лица; 4) законные представители юридическо­го лица; 5) защитник и представитель; 6) свидетель; 7) понятой; 8) специалист; 9) эксперт; 10) пере­водчик; 11) прокурор.
  • Рассмотрим их роль в производстве по делу об административном правонарушении, права и обя­занности.
  • Лицо, в отношении которого ведется производ­ство по делу об административном правонаруше­нии, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказатель­ства, заявлять ходатайства и отводы, пользовать­ся юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами.

Дело об административном правонарушении рас­сматривается с участием лица, в отношении кото­рого ведется производство по делу.

В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещений лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотре­ния дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

При рассмотрении дела об адми­нистративном правонарушении, влекущем админи­стративный арест или административное выдворе­ние за пределы Российской Федерации иностран­ного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

Потерпевшим считается физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имуще­ственный или моральный вред.

Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяс­нения, представлять доказательства, заявлять хо­датайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановле­ние по данному делу, пользоваться иными процес­суальными правами.

Дело об административном правонарушении рас­сматривается с участием потерпевшего. В его отсут­ствие дело может быть рассмотрено лишь в случа­ях, когда имеются данные о надлежащем извеще­нии потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатай­ство об отложении рассмотрения дела либо когда такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

  1. Законные представители физического лица осуществляют защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном право­нарушении, или потерпевшего, являющихся: а) несовершеннолетними; б) по своему физическо­му или психическому состоянию лишенными воз­можности самостоятельно реализовать свои права.
  2. Законными представителями физического лица могут быть:
  3. 1)его родители;
  4. 2)усыновители;
  5. 3)опекуны или попечители.
  6. Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потер­певшего имеют права и несут обязанности, предус­мотренные в отношении представляемых ими лиц.

Законные представители юридического лица. Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпев­шим, осуществляют его законные представители.

Законные представители юридического лица — его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными до­кументами органом юридического лица.

Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривает­ся с участием его законного представителя или защитника.

В отсутствие указанных лиц дело мо­жет быть рассмотрено лишь в случаях, если име­ются данные о надлежащем извещении лиц, о ме­сте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмот­рения дела либо если такое ходатайство оставле­но без удовлетворения.

Защитник и представитель.

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которо­го ведется производство по делу об административ­ном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может уча­ствовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему —представитель. В каче­стве защитника или представителя в производстве по делу об административном правонарушении может выступать адвокат или иное лицо.

Защитник и представитель вправе участвовать в производстве по делу об административном право­нарушении с момента составления протокола об административном правонарушении.

В случае ад­министративного задержания физического лица в связи с административным правонарушением за­щитник допускается к, участию в деле с момента административного задержания.

Защитник и представитель могут знакомиться со всеми мате­риалами дела, представлять доказательства, заяв­лять ходатайства и отводы, участвовать в рассмот­рении дела, обжаловать применение мер обеспече­ния производства по делу, постановление по делу. Они пользуются и иными процессуальными пра­вами.

Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замеча­ния понятого подлежат занесению в протокол. В случае необходимости понятой может быть оп­рошен в качестве свидетеля.

Специалист.

В качестве специалиста для учас­тия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями,4необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств (например, познаниями в об­ласти автотехники, пожарной безопасности, эколо­гии, строительства, энергетики, финансов и т.д.).

Специалист обязан: 1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве кото­рых находится дело об административном право­нарушении; 2) участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обна­ружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им дей­ствий; 3) удостоверить своей подписью факт совер­шения указанных действий, их содержание и ре­зультаты.

Специалист вправе: 1) знакомиться с материа­лами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием; 2) с разрешения судьи, должност­ного лица, лица, председательствующего в заседа­нии коллегиального органа, в производстве кото­рых находится дело об административном право­нарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в* от­ношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям; 3) делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий.

Эксперт. В качестве эксперта может быть при­влечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальны­ми познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения эксперти­зы и дачи экспертного заключения.

  • Эксперт обязан: 1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве кото­рых находится дело об административном право­нарушении; 2) дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также тре­буемые объяснения в связи с содержанием заклю­чения.
  • Эксперт имеет право отказаться от дачи заклю­чения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если пре­доставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.
  • Эксперт вправе: 1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, отно­сящимися к предмету экспертизы, заявлять хода­тайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения; 2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиально­го органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям; 3) указывать в своем заключении имеющие значение $ля дела обстоятельства, которые установлены при проведе­нии экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.
Читайте также:  Претензия на возврат денег за товар: образец

Переводчик. В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо владеющее языками или навыками сурдоперевода (т. е.

понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для пе­ревода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.

Перевод­чик обязан явиться по вызову судьи, органа, долж­ностного лица, $ производстве которых находится дело об административном правонарушении, вы­полнить полно и точно порученный ему перевод.

Прокурор. Генеральный прокурор РФ и' назна­чаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Консти­туции РФ и исполнением действующих на терри­тории Российской Федерации законов при произ­водстве по делам об административных правона­рушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

Прокурор в пределах своих полномочий впра­ве: 1) возбуждать производство по делу об адми­нистративном правонарушении; 2) участвовать в рассмотрении дела об административном правона­рушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; 3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении (неза­висимо от того, участвует он в деле или нет), а также совершать иные предусмотренные федераль­ным законом действия.

Источник: https://admin-laws.ru/lekczii-po-administrativnomu-pravu/248-uchastniki-proizvodstva-po-delam-ob-administrativnyh-pravonarusheniyah.html

Производство по делам об административных правонарушениях

     Производство 
по делам об административных правонарушениях


Содержание
 

Введение 3
1. Понятие  производства по делам об административных  правонарушениях, его задачи и  принципы 4
2. Участники  производства по делам об административных  правонарушениях, их права и обязанности 7
3. Меры  обеспечения производства по  делу об административном правонарушении 10
4. Актуальные  проблемы производства по делам  об административных правонарушениях 18
Заключение 24
Список  литературы 25


Введение
 

     Административное 
право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментов управления социальными процессами в обществе.

Ему присущи соответствующие границы правового регулирования — деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.

     Административное 
право охватывает широкий круг общественных отношений, которые возникают в 
связи с реализацией ей функций 
управления в процессе деятельности органов исполнительной власти.

Наиболее тесную связь административное право имеет с государственным правом, которое составляет основу всех отраслей права включая административное, и занимает ведущее место.

Административное право граничит с гражданским и трудовым правом , а так же с финансовым, земельным, аграрным и другими отраслями права.

     Таким образом, анализ взаимодействия административного 
права с другими отраслями 
права позволяет установить, что 
его предметом есть сфера государственного управления. Другими словами административное право регулирует общественные отношения в сфере государственного управления.

     Предложенная 
ниже тема — «Производство по делам об административных правонарушениях» -интересна тем, что позволяет наглядно понять и проследить принципы государственного управления и контроля сложнейшим искусственным организмом, созданного людьми — государством.

     Проблематика 
производства по делам об административных правонарушений широко обсуждается в научной литературе. При написании данной работы использованы труды  Бузникова Н.Е., Зайцева И.А., Колоколова Н.А., Мелехина А.В., Микулина А.И., Цуканова Н.Н. и других авторов. 

1. Понятие производства 
по делам об 
административных 
правонарушениях, 

его задачи и принципы 

     Более пристальное внимание к производству по делам об административных правонарушениях по отношению к другим административным производствам объясняется тем, что среди всех видов правонарушений административные являются наиболее распространенными (если не массовыми). Ежегодно в Российской Федерации только регистрируется более 3,5 миллионов административных правонарушений практически во всех сферах общественной жизни, которые рассматриваются в судебном и чаще всего во внесудебном порядке.

     В той или иной степени процедура 
их рассмотрения и выносимые по ним 
решения затрагивают интересы значительного массива граждан и создают определенное представление у населения не только об уровне законности в государстве, но и степени справедливости действий органов государственной власти. Этот фактор имеет большое политическое и социальное значение.

     Основы 
административно-процессуальной деятельности имеют единую регламентацию на всей территории Российской Федерации. При 
этом соответствующие нормы распространяются на деятельность такого рода, осуществляемую как во внесудебном (т.е. административном), так и в судебном порядке.

     К ведению Российской Федерации в 
области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

      • порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе мер по обеспечению производства по такого рода делам;
      • порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

     В разделе IV Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации («Производство по делам об административных правонарушениях») закреплены правовые основы, которыми руководствуются уполномоченные органы государственной власти и должностные лица при рассмотрении конкретных дел. Многие положения, закрепленные в нем, имеют общее сходство с другими видами процессов — гражданским, арбитражным, уголовным, а именно: наказуемость за дачу ложных показаний, заявление ходатайств, презумпция невиновности, гласность, издержки по делу, прокурорский надзор и т.д.

     Задачами 
производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.1

     Исходя из того что в Российской Федерации государственным языком на законодательном уровне определен русский язык, в КоАП РФ отражено, что производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке.

В то же время допускается, что производство по делам об административных правонарушениях «может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях».

     Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право на использование родного языка либо другого свободно избранного указанными лицами языка общения, а также пользоваться услугами переводчика.2

     Дела 
об административных правонарушениях 
подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может 
привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а также в других случаях, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц. Решение об этом выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.3

  •      В статье 24.5 КоАП РФ определен круг следующих обстоятельств, при наличии хотя бы одного из которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению:
  •      1) отсутствие события административного 
    правонарушения;
  •      2) отсутствие состава административного 
    правонарушения, в том числе недостижение 
    физическим лицом на момент 
    совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
  •      3) действия лица в состоянии 
    крайней необходимости;
  •      4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  •      5) отмена закона, установившего административную 
    ответственность;
  •      6) истечение сроков давности привлечения 
    к административной ответственности;
  •      7) наличие по одному и тому 
    же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
  •      8) смерть физического лица, в отношении 
    которого ведется производство 
    по делу об административном 
    правонарушении.

  • 2. Участники производства 
    по делам об 
    административных 
    правонарушениях, 
    их права и обязанности
     
  •      Участниками производства по делам об административных правонарушениях являются (глава 25 КоАП РФ):
  •      1) лицо, в отношении которого ведется 
    производство по делу об административном 
    правонарушении;
  •      2) потерпевший — физическое лицо или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред;
  •      3) законные представители физического 
    лица;
  •      4) законные представители юридического 
    лица;
  •      5) защитник (для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении) и представитель (для оказания юридической помощи потерпевшему);
  •      6) свидетель — лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению;
  •      7) понятой — любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо (их общее количество — не более 2-х);
  •      8) специалист — любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств;
  •      9) эксперт — любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения;
  •      10) переводчик — любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо (назначается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении), владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении;
  •      11) прокурор, который в пределах своих полномочий вправе: возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

     Нормативно 
определены размеры компенсации 
расходов, понесенных понятым в связи 
с исполнением обязанностей понятого при совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Они включают в себя расходы, связанные с оплатой за счет средств федерального бюджета проезда, наймом жилого помещения и выплатой суточных.

     Компенсация расходов, связанных с оплатой 
проезда понятого, включает в себя: страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных 
документов, расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями. Понесенные расходы возмещаются в размере фактических расходов, подтвержденных документально, «но не выше стоимости проезда:

      • железнодорожным транспортом — в купейном вагоне скорого фирменного поезда;
      • водным транспортом — в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;
      • воздушным транспортом — в салоне экономического класса;
      • автомобильным транспортом — в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси)».4

Источник: https://www.stud24.ru/administrative-law/proizvodstvo-po-delam-ob-administrativnyh/202559-592392-page1.html

Ссылка на основную публикацию